№ исх: 29-19-6-5-2/ВН-853   от: 13.06.2017

 

Организация государственного пожарного контроля

Департамент по чрезвычайным ситуациям Атырауской области Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан, информирует по основным новеллам новой редакции Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК (далее - Кодекс).

Кодекс разработан во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

Кодекс состоит из 52 глав, включающих 920 статей. В нем 4 новые главы, 62 новых статей.

Кодекс нацелен на реформирование административного законодательства путем:

- гуманизации, заключающаяся в расширении применения предупреждения как вида административного взыскания, а также уменьшение размеров санкций в два раза для субъектов малого предпринимательства и уменьшения некоторых составах штрафов для физических лиц;

- снижение нагрузки на суды, что обеспечено за счет пересмотра подведомственности;

- модернизация процедуры привлечения к административной ответственности.

Он сохранил действующую структуру с делением на Общую, Особенную и Процедурную части. При этом каждая часть претерпела существенное изменения.

Основные изменения в Общей части

  1. Пересмотрен круг лиц, которые несут ответственность как должностные лица (статья 30). Это обусловлено, прежде всего:

- необходимостью исключения условий для проявления коррупции при определении субъекта административной ответственности;

- и устранения проблемы одновременного привлечения должностных и юридических лиц к ответственности за одно и то же правонарушение.

Кроме того, статьей 30 Кодекса дано новое понятие должностного лица.

  1. Исключены нормы (статьи 67, 68, 71), регламентирующие порядок освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, в связи с деятельным раскаянием, изменением обстановки и болезнью.

Основные изменения в Особенной части

  1. Для исключения коррупциогенного фактора предусмотрен абсолютно определенный размер штрафа.

В действующем Кодексе наблюдается тенденция увеличения количества «фиксированных» размеров штрафов. Так, в настоящее время в Кодексе из 1383 составов - 716 предусматривают абсолютно определенный размер штрафа (это больше 50 %).

Таким образом, усматривается тенденция законодателя отказаться от относительно - определенных санкций (вилок).

Вышеуказанные поправки коснулись всех статей рассмотрение, которых входит в компетенцию органов государственной противопожарной службы.

  1. В целях реализации поручения Главы государства о необходимости добиваться неукоснительного исполнения законов, недопущения их использования для давления на бизнес, предусмотрена дифференцированная ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства.

К примеру, у субъектов среднего предпринимательства стоимость активов более чем в пять раз больше, чем у субъектов малого предпринимательства, а штрафные санкции были одинаковые.

  1. Также с введением Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» от 29 декабря 2014 года № 272-V в статью 686 Кодекса «Уполномоченный орган в сфере гражданской защиты» по государственным инспекторам внесены изменения в части увеличения компетенции наложения денежных штрафов. Тем самым решена проблема в правоприменительной практике органами государственной противопожарной службы при наложении административных взысканий.

Так, государственный инспектор области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, района в городе по государственному контролю в области пожарной безопасности в соответствии с настоящим Кодексом вправе самостоятельно вынести решение по делу об административных правонарушениях в пределах своей компетенции.

Основные изменения в Процедурной части

  1. Введена дифференцированная процедура привлечения лиц к административной ответственности (сокращенный и общий порядок) (Глава 42).

Сокращенное производство по делу об административном правонарушении осуществляется в случаях, когда оплата штрафа производится по квитанции установленного образца (приказ Министра финансов Республики Казахстан от 22 августа 2014 года № 373), которую лицо получает вместе с протоколом об административном правонарушении (лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину и готово добровольно уплатить штраф и не имеет претензий).

При этом для сокращенного порядка предусмотрен стимулирующий механизм в виде возможности в семидневный срок с момента вручения лицу протокола оплатить 50 % от общей суммы штрафа.

В случае, когда лицо не согласно с фактом совершенного правонарушения, дело рассматривается в общем порядке.

  1. Одним из важных новшеств Кодекса является введение механизма, позволяющего судье, органу (должностному лицу) при установлении обстоятельств, смягчающих ответственность, сократить сумму административного штрафа, налагаемого на лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, но не более чем на 30 % от общей суммы штрафа (статья 819).

Смягчающие обстоятельства приведены в статье 56 Кодекса.

***

Организацию и осуществление государственного контроля в области пожарной безопасности в Республике Казахстан

Развитие малого и среднего бизнеса – основа экономики любой страны. Всесторонняя поддержка предпринимательства была и остается приоритетным направлением государственной политики, что делает его объектом повышенного государственного интереса.

На протяжении последних пяти лет в республике проведена большая работа по снижению государственного вмешательства в деятельность субъектов частного предпринимательства, путем сокращения разрешительных процедур и снижения количества проверок.

Одной из последних мер стало подписание Нурсултаном Назарбаевым в феврале 2014 года Указа «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», в соответствии с которым со 2 апреля по 31 декабря 2014 года был объявлен мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса. Этим же Указом Нурсултаном Назарбаевым поручено пересмотреть положения национального законодательства в области контроля и надзора, при этом предусмотреть переход на организацию проверок на основе оценки рисков.

Так, с 2015 года внедрена новая методология контрольной и надзорной деятельности, направленная на уход от принципа «тотального» контроля, включающая в себя новые формы и методы контроля и надзора.

На территории Республики Казахстан отношения в области организации проведения контроля и надзора за проверяемыми субъектами независимо от правового статуса, форм собственности и видов деятельности, регламентированы одним документом, это Предпринимательский кодекс Республики Казахстан.

С новыми подходами осуществления контроля упразднено понятие плановой проверки и введен особый порядок проведения проверок для наиболее опасных сфер контроля, в том числе в области пожарной безопасности и только в отношении объектов высокой степени риска.

К объектам высокой степени риска отнесены такие объекты, как крупные пожароопасные и промышленные предприятия, объекты жизнеобеспечения, с массовым пребыванием людей, социальной сферы, образования, здравоохранения, крупные объекты хранения (склады) имеющие повышенные риски возникновения пожара и тяжелые последствия от них на людей и материальные ценности.

Периодичность проведения проверок, проводимых по особому порядку в отношении проверяемых субъектов составляет не чаще одного раза в календарный год.

Пересмотрена система оценки рисков в области пожарной безопасности. Критерии оценки степени риска для особого порядка проведения проверок формируются посредством объективных и субъективных критериев:

- объективные критерии – это группировка и распределение объектов только на высокую и незначительную степень риска.

- субъективные критерии – это механизм освобождения от особого порядка проведения проверок, применяемый в целях реализации принципа поощрения добросовестных проверяемых субъектов.

Субъективные критерии разрабатываться на основании требований пожарной безопасности, которые в соответствии с критериями оценки степени рисков распределены на грубые, значительные и незначительные.

Согласно законодательства Республики Казахстан в области контроля и надзора к деятельности проверяемого объекта можно предъявить только те требования, которые перечислены в проверочных листах. В проверочных листах в области пожарной безопасности сконцентрированы требования, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства. Всего проверочные листы содержат 897 требований пожарной безопасности, которые распределены по группам следующим образом: к грубой степени - 369 требований или 41%, к значительной степени – 429 требований (48%), к незначительной степени – 99 требований (11%).

К примеру, к грубой степени отнесены требования пожарной безопасности направленные на исключение условий возникновения пожара, его распространения, воздействия на людей опасных факторов пожара, а также требования регламентирующие вопросы деятельности негосударственной противопожарной службы, безопасной эксплуатации электрических сетей и электрооборудования, наличия и состояния путей эвакуации.

Значительные нарушения - требования пожарной безопасности направленные на профилактику и предупреждение возникновения пожара и создания условий для его успешного тушения.

Незначительные нарушения - требования пожарной безопасности, регламентирующие организационные вопросы обеспечения пожарной безопасности.

В зависимости от группы нарушений производиться расчет показателя степени риска посредством определения удельного веса не выполненных требований пожарной безопасности.

Одно невыполненное требование пожарной безопасности грубой степени приравнивается к показателю 100.

В случае если грубых нарушений требований пожарной безопасности не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.

Показатель значительных нарушений требований пожарной безопасности рассчитывается путем сопоставления общего количества отнесенных к значительным требованиям пожарной безопасности, предъявленных к проверке проверяемому субъекту к количеству выявленных значительных нарушений и применения коэффициента 0,7.

Аналогичный расчет производится по показателю незначительных нарушений требований пожарной безопасности, но при этом применяется коэффициент 0,3.

В последующем путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений определяется общий показатель степени риска по шкале от 0 до 100, по которой проверяемый субъект высокой степени риска:

1) освобождается от следующей проверки - при показателе степени риска от 0 до 60;

2) не освобождается от проверки - при показателе степени риска от 60 до 100.

Подконтрольные объекты отнесенные к незначительной степени риска проверяются только во внеплановом порядке. Основания проведения внеплановых проверок четко регламентированы национальным законодательством в области контроля и надзора.

К примеру, обращения физических и юридических лиц являются основанием для проведения внеплановой проверки только при наличии в них конкретных фактов о возникновении угрозы причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства.

Планирование проверок определенных категорий объектов высокой степени риска осуществляется с учетом сезонных климатических условий (повышения пожарной опасности), к примеру объекты теплоэнергообеспечения проверяются до начала отопительного сезона, лесохозяйственные учреждения и места летнего отдыха детей до начала пожароопасного периода и т.п.

С 1 января 2015 года введен аудит в области пожарной безопасности, как альтернатива государственного контроля в области пожарной безопасности.

Под альтернативой принимается добровольное решение субъекта контроля быть проверенным экспертной организацией без участия государства, поскольку аудит в области пожарной безопасности является одной из форм оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

Кроме того, такая форма проверки несет в себе инструмент поощрения добросовестных предпринимателей, так согласно Закону Республики Казахстан «О гражданской защите» при получении субъектом контроля высокой степени риска положительного заключения экспертной организации данный объект освобождается от проверок на 3 года, за исключением внеплановых проверок.

 

FaLang translation system by Faboba